ПОЧЕМУ ГРЕЙПФРУТ ОПАСЕН ДЛЯ ЖЕНЩИН

Несколько лет назад результаты, полученные американскими учеными из Университета Южной Калифорнии (University of Southern California) и Исследовательского центра рака Гавайских островов (Cancer Research Center of Hawaii) Monroe K.R., Murphy S.P., Kolonel L.N., Pike M.C. (2007), потрясли научное сообщество.

При изучении состояния здоровья более 50 тысяч женщин из пяти этнических групп, находящихся в постменопаузе, было установлено, что у женщин, употреблявших четверть плода грейпфрута в день, на 1/3 чаще развивался рак молочной железы по сравнению с не-любителями грейпфрутов. 
Эти данные исследователи связали с влиянием на обмен эстрогенов (его нарушение напрямую связано с женской онкологией) нарингина, нарингенина и фуранокумарина бергаптена. 


Флаваноны нарингенин, его дисахарид нарингин (7-O-неогесперидозид = 7-O-[альфа-L-рамнозил-(1→2)-бета-D-глюкозид] нарингенина; именно он обусловливает горький вкус грейпфрута – его показатель горечи = 1/5 от горечи хинина) и фуранокумарин бергаптен инактивируют одну из изоформ цитохрома P450 (CYP3A4) в печени, поэтому те соединения, метаболизм которых связан с этим цитохромом, не могут распадаться, превращаться в другие вещества и т.д. Таким образом, их концентрация в плазме крови неизбежно возрастает.

Именно это происходит с женскими половыми гормонами эстрогенами (цитохром P450, форма CYP3A4, вовлечен в метаболизм эстрогенов в печени) – они не могут метаболизироваться в менее активные производные и в продукты распада, поэтому накапливаются в плазме крови.Кроме того, это свойственно целому ряду лекарственных препаратов, метаболизм которых в печени связан с цитохромом P450, изоформа CYP3A4 ( список) : они не распадаются, потому и не выводятся из организма, а циркулируют с током крови, в результате появляется эффект передозировки.


Установлено также, что нарингенин и нарингин способствуют накоплению в плазме крови кофеина (возможно, опосредованно, поскольку метаболизм кофеина в печени происходит при участии другой изоформы цитохрома P450 – CYP1A2), в результате усиливается его термогенный эффект (затраты калорий на выделяемое тепло), расщепляются молекулы жиров, и наблюдается эффект похудения (при близком по времени поступлении в организм кофеина, т.е., с кофе, чаем, и нарингина, т.е., плодов или сока грейпфрута).
Дополнительное влияние на процесс похудения оказывает непосредственно сам нарингин, поскольку обладает желчегонным эффектом и улучшает тем самым процесс расщепления жиров. 


Нарингин содержится в полупрозрачных междольковых перегородках плода грейпфрута и в его нижней (белой) части кожуры. 1 грейпфрут, который Вы можете купить в наших (европейских) магазинах, содержит около 30 мг нарингина. Содержание нарингина в грейпфрутовом соке при отжиме вручную составляет от 115 до 384 мг/л (данные ученых Великобритании), в промышленных соках – до 887 мг/мл (данные ученых из США); нарингенина – около 2 мг/л; бергаптена – менее 0,5 мг/л (существенной роли в проявлениях эффектов грейпфрутового сока бергаптен не играет).При поступлении в организм гликозид нарингин расщепляется до нарингенина и сахаров – рамнозы и глюкозы.

При приеме грейпфрутового сока (с концентрацией нарингина 887 мг/мл) достоверно увеличивается концентрация в плазме (Cmax) эстрогена 17 альфа-этинилэстрадиола – на 137% в среднем (от 64% до 214%). Это показывает, что грейпфрутовый сок достоверно повышает биодоступность 17 альфа-этинилэстрадиола. Возможным объяснением может быть то, что грейпфрутовый сок подавляет метаболическую деградацию этого эстрогена. 


Аналогичные данные получены и для еще одного эстрогена – 17 бета-эстрадиола (установлено ингибирование нарингенином его превращений в ( эстрон ) и ( эстриол ).

Однако на эстрогеновый обмен в женском организме влияет не столько грейпфрут, сколько здоровье печени. В исследованиях, о которых шла речь вначале, не учитывались и такие факторы риска как возможная высокая инсоляция (Лос-Анджелес, Гавайские острова), отсутствие или наличие родов, абортов, гинекологических заболеваний и т.д. Следует также заметить, что вывод американских ученых о влиянии грейпфрута на развитие рака молочной железы касался женщин, находящихся в постменопаузе. 


В то же время ученые Оксфордского университета (Великобритания) Spencer E.A., Key T.J., Appleby P.N., van Gils C.H., Olsen A., Tjоnneland A., Clavel-Chapelon F., Boutron-Ruault M.C., Touillaud M., Sаnchez M.J., Bingham S., Khaw K.T., Slimani N., Kaaks R., Riboli E. (2009), исследовавшие влияние употребления грейпфрута в течение 9,5 лет на возникновение рака молочной железы у 114 504 женщин разных возрастных групп (59% из них время от времени употребляли грейпфруты, 4% – более 60 г в день, остальные женщины не ели грейпфруты), не нашли доказательств связи между потреблением грейпфрута и увеличением риска возникновения рака молочной железы у женщин, находящихся как в пременопаузе, так и в постменопаузе, и в постменопаузе с использованием гормональной заместительной терапии.

Из всего сказанного выше напрашивается следующий вывод: поскольку ингибирующее влияние нарингенина и нарингина на активность цитохрома P450 (изоформа CYP3A4) в печени достоверно установлено, а обмен эстрогенов неразрывно связан именно с этой изоформой цитохрома, можно заключить, что установленное влияние на возникновение рака молочной железы оказывают грейпфруты с высоким содержанием нарингина и нарингенина (даже по данным различных ученых содержание этих флаванонов в плодах разных сортов и популяций грейпфрута существенно различается: от 115 до 887 мг/мл!), в частности, плоды, выросшие в условиях высокой инсоляции имеют высокий уровень нарингина (США, Калифорния; Гавайские острова).


То есть, при покупке грейпфрутов обращайте внимание, где они выращены. Лучше покупайте плоды, привезенные из стран с субтропическим климатом (не очень жарких), например, из Средиземноморья, Черноморского побережья Кавказа. В таких фруктах содержание нарингина и нарингенина невысокое, и риск возникновения рака молочной железы при их употреблении небольшой.

Литература
Ho P.C., Saville D.J., Coville P.F., Wanwimolruk S. Content of CYP3A4 inhibitors, naringin, naringenin and bergapten in grapefruit and grapefruit juice products // Pharm. Acta Helv. – 2000. – Vol.74, № 4. – Р.379-385.
Monroe K.R., Murphy S.P., Kolonel L.N., Pike M.C. Prospective study of grapefruit intake and risk of breast cancer in postmenopausal women: the Multiethnic Cohort Study // Br. J. Cancer. – 2007. – Vol.97, № 3. – Р.440-445. 
Schubert W., Eriksson U., Edgar B., Cullberg G., Hedner T. Flavonoids in grapefruit juice inhibit the in vitro hepatic metabolism of 17 beta-estradiol // Eur. J. Drug Metab. Pharmacokinet. – 1995. – Vol.20, № 3. – Р.219-224.
Spencer E.A., Key T.J., Appleby P.N., van Gils C.H., Olsen A., Tjоnneland A., Clavel-Chapelon F., Boutron-Ruault M.C., Touillaud M., S?nchez M.J., Bingham S., Khaw K.T., Slimani N., Kaaks R., Riboli E. Prospective study of the association between grapefruit intake and risk of breast cancer in the European Prospective Investigation into Cancer and Nutrition (EPIC) // Cancer Causes Control. – 2009. – Vol.20, № 6. – Р.803-809. 
Weber A., Jоger R., Bаrner A., Klinger G., Vollanth R., Matthey K., Balogh A. Can grapefruit juice influence ethinylestradiol bioavailability? // Contraception. – 1996. – Vol.53, № 1. – Р.41-47.


Подпишитесь на НОВОСТИ и получайте эксклюзивную информацию о самых последних исследованиях по противостоянию раку. Информация доступна только подписчикам.

ЕЩЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Оставить комментарий

Комментарии: 0